Есть слова, которые запоминаются с первого раза. Они, давно ставшие нарицательными, тянут к себе как магнит на протяжении столетий. Интерес к ним не гаснет и по сегодняшний день. Именно к таким относится Арзамас. Сколько имен связано с этим местом и с этим именем! Внимание к городу, действительно, не случайно. Ведь само название переводится с мордовского многоговоряще, как «самое красивое место «эрзи» на земле». Ни много, ни мало! Поверим: мордовский народ с давними художественными традициями. Вспомним известного в мире скульптора Эрзя (Нефедова). Впрочем, все по порядку.Поселение на живописных берегах Теши существовало с давних пор. Годом рождения Арзамаса считается 1558, когда по велению царя Ивана IV воеводой в крепость в 112 километрах к югу от Нижнего Новгорода на месте деревни народности эрзя был назначен Иван Хохлов.Согласно легенде, название образовано из имен двух братьев Арзая и Масая, встретивших царя Ивана Грозного и в его присутствии принявшие православную веру. Созданная как заслон от набегов татар, ногаев и «незамиренных» черемисов, она играла существенную роль в обороне юго-восточных границ русского государства.Ее историческая роль закреплена в гербе города, изображенном в форме щита, утвержденного много позднее при Екатерине II 16 августа 1781 года: «На златом поле два стропила: верхнее красное, нижнее зеленое».Первое подробное описание крепости относится ко второй половине шестнадцатого столетия. В состав укрепления входили: «город», окруженный бревенчатыми стенами с 11 сторожевыми башнями; острог, обнесенный остроконечной изгородью. Кроме того, естественными препятствиями являлись крутые берега реки Теши и впадающей в нее Сороки. Северную часть крепости усиливал земляной вал.Город развивался как торговый и ремесленный центр. Через Арзамас проходило до десятка важнейших торговых трактов – Московский, Сибирский, Саратовский, Тамбовский, «большая дорога на Макарьев»…С 1719 года Арзамас – главный город провинции, входящий в Нижегородскую губернию. В это время формируется его торгово-ремесленная часть с развитым кожно-скорняжным, салотопенным, войлочным производством. Он изобиловал постоялыми дворами, кузницами, каретными и шорными мастерскими.Известен был выделкой кож: знаменитая арзамасская юфть «булгара» вывозилась в Англию, Францию, Германию. Город славился также и огородничеством. Надолго за горожанами закрепились прозвища - «луковники» и «гусятники».Расцвет города вошел в историю Арзамаса, как «золотой век», который длился сто лет начиная с середины XVIII столетия. По численности и многолюдности равнялся Нижнему Новгороду. Тогда и родилась крылатая фраза: «Арзамас городок – Москвы уголок».В первую очередь благодаря арзамасским купцам, славившихся размахом и разнообразием торговых операций, были проведены градостроительные преобразования, не замедлившие сказаться на облике города.Именно тогда сформировалась пространственная организация «малого» города нижегородской губернии, глубина и многоярусность, дающих столь запоминающее-живописное впечатление со старинными купеческими и мещанскими домами, монастырями, храмами с колокольнями.В России века восемнадцатого применялось несколько композиционных приемов, исходящих из архитектонического выявления центра города. Например, лучевая композиция, или трезубец определила и утверждала прием целостного ансамбля по преимуществу небольших городов - Твери, Ефремова, Одоева, Богородицка.Ее основой являлся архитектурный комплекс, поставленный в точное схождение лучевых магистралей, составляющих «скелет» города и определяющих в застройке его архитектурно-планировочный образ. По этому образцу с 1781 года формировалось архитектурно-строительная топография Арзамаса.В планировке жилых кварталов проводилось отчасти функциональное районирование. Один из приемов разделения площади города на социально-различные зоны – деление ее по характеру застройки.Оно осуществлялось путем выд