29 декабря 1791 (9 января 1792) года заключён Ясский мирный договор, положивший конец русско-турецкой войне 1787—1792 гг. Договор закрепил за Россией всё Северное Причерноморье. К ней отошли земли между Южным Бугом и Днестром. Сразу после этого царское правительство начало активно колонизировать новые территории, которые до этого заселялись стихийно.Что касается размещения поселков по отношению к физическим условиям местности, то поселения крупные располагаются преимущественно по рекам и балкам (по преданию реки Тилигул и Кодыма в то время были судоходными), а мелкие хутора разбросаны по степи, иногда на расстоянии нескольких верст от источника воды, годной для питья. Появилось много поселений, в том числе, и на месте нынешнего Подольского района. Как правило, эти поселки размещались в долинах рек. Обилие свободных земель определило крупные размеры помещичьего землепользования, а затем и землевладения. Царское правительство раздавало русским и украинским помещикам, чиновникам и офицерам огромные земельные площади. Только на протяжении первых 10–15 лет после присоединения территорий, ныне Степной Украины, Екатерина II раздала здесь помещикам более 4,5 млн. десятин земли. Раздача земли помещикам происходила и в начале XIX века.Вначале освоение края происходило путем займанщины. Позднее распределение и перераспределение занятых земель правительство взяло в свои руки, руководствуясь «Планом о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению», утвержденном в 1764 году, по которому вся земля разбивалась на участки по 26 десятин (на местности с лесом) и 30 десятин (на местности без леса). Получить землю в наследственное владение могли «всякого звания люди», кроме крепостных. Поселенцам разрешалось вступать в купеческое сословие или цехи, свободно торговать водкой и солью, беспошлинно вывозить и ввозить из-за границы «продукты земли» и другие товары. Поселенцы получали денежную ссуду и на некоторое время (6, 8, 16 лет) освобождались от уплаты налога. По истечении льготных лет поселяне должны были вместо душевого оброка платить поземельный налог, являвшийся своеобразной арендной платой.Так появились здесь землевладельцы, получившие земли на заселённой ткрритории, позволяющей в короткие сроки организовать своё хозяйство, среди которых оказался пройдошливый помещик Чульский. имевший десятки тысяч десятин.Кто же такой Чульский? В список дворян Херсонской губернии по Родословной книге Херсонского дворянского депутатского собрания на 1828 год фамилия Чульских не включена. Тогда кто он родоначальник села? в начале XIX века отведенные дворянам земли заселялись крепостными достаточно медленно. Поэтому помещики и вынуждены были привлекать ни земли люд вольный или беглый, иначе они рисковали лишиться В начале XIX века отведенные дворянам земли заселялись крепостными достаточно медленно. Поэтому помещики и вынуждены были привлекать на свои земли люд вольный или беглый, иначе они рисковали лишиться отведенной им земли. В ведомости 1806 года о поселении Тираспольского уезда казённых и помещичьих селений и имений представлена карта распределения и закрепления территорий земель пахотных и пустующих:В ведомости записано:п. 209 (на карте красный прямоугольник 209) Гольм(а), на сём участкепри вершине Гирписы самоправно населил шляхтич Жеребко деревню Жеребковку 187 75 165 59 12000 180;п. 210 (на карте красный прямоугольник 210) Познянка 43 41 Ясенова на земле оных селений при вершине оврага Стримбы шляхтич Чульский поселил деревню Михайловку 238 34 196 28 12 000 120 (авт.: «Стрымба» в переводе из румынского языка означает «перекошенная», «кривая», «изогнутая»)Землемер титулярный советник Сиврин (подпись).Шляхта – это древнее благородное сословие, когда никакого дворянства еще и в помине не было в Российской империи. В конце 18 века Екатерина Вторая издала указ, чтобы проверить, что это за шляхтич такой, который сам за конем идет. 100 лет шла проверка, примерно четверть шляхты перевели во дворянство, а всех остальных записали в крестьяне и мещане. Но настоящие шляхтичи всегда помнили о своем благородном происхождении, даже в том случае, если им не давали на это подтверждающих документов. Лишь в начале 20 века, когда начался красный террор, от шляхетского звания стали открещиваться. Многие даже меняли несколько букв в фамилии, чтобы не считаться шляхтичами.Шляхтичи – это средние и мелкие землевладельцы. У некоторых шляхтичей были крестьяне, у других – не было. Но в любом случае это были вольные люди, и они ходили на войну – защищали родину. Это важный момент – в Польше основную силу войска составляла именно шляхта.Фамилия Чульский произошла от названия деревни Чаульск Брацлавского уезда Подольской губернии. (Эта информация взята из книги «A Dictionary of Jewish Surnames from the Russian Empire» Александра Бейдера, см. http://www.avotaynu.com/books/DJSRE2.htm). Очевидно, предок носителя этой фамилии был выходцем из этой деревни.По гороскопу: Люди с фамилией Чульский наделены жизнелюбием, доброжелательностью, активностью и часто становятся лидерами. Такие люди как Чульский общительны, очень коммуникабельны, пронырливые, с хитринкой, своего не упустят, в некоторых случаях им свойственно легкомыслие и недостаточная продуманность поступков.Эти люди отличаются смелостью, решительностью, но они стараются обходить неприятные ситуации и часто ориентируются на выгоду и удовольствия. Именно благодаря такому поведению им свойственно непостоянство в любви и в отношениях в целом.Скорее всего , что человек обладающий такими качествами сумел объединить вокруг себя людей из разных сословий (правдой и неправдой),- в благодарность за это жители стали село Михайловку именовать Чульским.Ананьевский уезд составлял северо-западную часть губернии. Общий склон местности – к югу; пограничная с Подольской губернией часть уезда выше остальных; кое-где сохранились леса. Почва – плодородная, чернозем. Почти по всему уезду протекает речка Тилигул. Восточную границу уезда составляет река Буг. По угодьям земли уезда распределяются на пашню – 49,8 %, целина и пастбища – 31,2 %. Местность уезда холмистая, имеются обширные леса, в связи с чем климатические условия благоприятные – континентальные, характеризующиеся неравномерным выпадением и распределением осадков. Самый высокий пункт уезда находится около с. Гедерим.Тилигул (от татарского Тили-Гюль – буйная река) – небольшая пересыхающая река в Херсонской губернии, длина 173 км, площадь бассейна 3550 кв. км. Берет начало на Подольской возвышенности, возле села Александровка. В верховье, точнее у сел Байталы, Гандрабуры и Липецкое, ее жизнь питают подземные родники.При топографической съемке Херсонской губернии, проводившейся в первой половине XIX-го века, отмечалось, что длина Тилигула превышала 138 верст, что весной, в полую воду, он представлял собой широкую реку. На ней работало не только немало «вешняков» (водяных мельниц, действовавших весной), но и постоянных водяных мельниц.В пределах возвышенности протекает узкой (1,0–1,5 км) и глубокой (до 80 м) долиной. Течет по Причерноморской низменности, где долина расширяется до 3,0 км (ширина русла 10–20 м). Питание преимущественно снеговое, что приводит к весенним паводкам. Пересыхает в верхнем и среднем течении на 5–7 месяцев. Впадает в Тилигульский лиман Черного моря. В современное время река используется для орошения. Село Михайловка (Чульское), получившее дополнительно к своему названию имя землевладельца было основано Бугскими казаками и государственными крестьянами в конце 18 века (до 1796 г.) в балке Гертии, возле обширного ручья, протекавшего между холмами, протянувшимися в длину около 2,5 км. (авт.: В современных документах до сих пор встречается год основания села, как 1823 г. не подтвержденный ни какими документами. Селу Михайловка в 2021 году исполнилось – 225 лет! Основание: Алфавитный список Тираспольского уезда к описи правобережных уездов Новороссийской губернии 1798 года, в котором значится фамилия: «...Чульскаго шляхтича д. МИХАЙЛОВКА за номером 210...». Следовательно село было образовано до указанного года в алфавитном списке поселений Тираспольского уезда крестьянами и казаками, поселившимися когда-то на пустовавших землях и считавшие себя вольными людьми. В селе проживали также татары и ногайцы, отказавшиеся от переселения в Таврию. Это уже в 20-е годы 19 века , при создании Украинской ССР, всех проживающих на этих территориях объявили украинцами.Павел I (как теперь говорят, непредсказуемый в своих поступках и решениях), став на путь отрицания наследия Екатерины II во внутренней и внешней политике, многое отверг сразу же, с ненавистью относился к Потемкину и Зубову, а, следовательно, и к их делам. В 1797 году отклонил намеченные мероприятия в отношении Бугского казачьего войска. Больше того, приступил к расформированию его. Часть распустил по домам, не определил их социального статуса, другую часть оставил на Днестре и берегу Черного моря для продолжения кордонной службы - продержались до 1800 года и тоже были распущены - их «поверстали в крестьянское состояние», т.е. перевели в разряд государственных крестьян. Общее число казаков, обращенных в эту категорию крестьян, достигло 6383 д.м.п. (душ мужского пола), да плюс к тому уже ранее 600 поселенцев болгар. От Днестра и Черноморского побережья отвели их за Буг и постоянным их местопребыванием стали Елисоветградский, Ольвиопольский и Херсонский уезды. В Тираспольском уезде в 1795–1796 годах было основано 50 новых населенных пунктов, что подтверждает мою версию. В 1797–1802 годах появилось еще 40, причем все они, кроме болгарских колоний Большой и Малый Буялык, принадлежали помещикам. В 1803–1816 годах в уезде появилось еще 72 помещичьих селения. Причем помещичьи селения были в большинстве своем небольшими. Каждый населённый пункт получал название и официальное признание после утверждения его государством. Завершалась балка Большой Гертии обрывистым холмом, который в народе старожилы называли Стратийка от украинского слова «страчуваты» (убивать), там якобы в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) фашисты расстреляли несколько десятков евреев. По другой версии (ее рассказала жительница села Олейник Мария Семеновна) название Стратийка произошло от трагического случая, но иного содержания. По ее словам в определенные дни из Ананьева (в дореволюционное время в 19 в.) через Майнову в Михайловку с крамом* проезжал торговец (по национальности еврей ). На определенное время он останавливался в деревне для торговли. Поскольку это было постоянно, то жители и торговец имели достаточно дружеские и доверительные отношения. Часто товары отпускались в долг под слово покупателя. Многие семьи к зиме не могли заработать необходимую сумму для покупки обуви, одежды или чего-то другого необходимого в хозяйстве. Для них такие доверительные отношения были находкой. За все время никогда ни с какой стороны обмана не было. Если была нужда, крамарю всегда предоставлялся кров в плохую погоду или по другим причинам.В один из дней торговец с сопровождавшими его людьми пропали. Нашли их повешенными на вековых деревьях холма. Говорили, что пострадавший торговец мог быть родственником еврейской семьи, которая строила брусчатую дорогу из Ананьева в Жеребково.Люди села были очень огорчены этим событием,- якобы по украденным вещам полиция задержала преступников,- ими оказались жители Валегоцелово, Первоначальное название села — Валя Хоцулуй (с румынского — Долина вора, ныне Долинское). Это село было основано во второй половине XVIII века выходцами из Молдавии, бежавшими от турецкого гнёта. *На украинском языке слово «крам» означает – товар. Слово «крамниця» означает торговая лавка, магазин. А часто упоминаемое в произведениях Гоголя, слово «крамарь» – означает – лавочник, то есть продавец товара в лавке или небольшом магазинчике.Глава первая. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ Картины Ананьевского худ. Столицы Евгения Ивановича, ученика Куинджи А. И. Одною из причин, поддерживавших в малороссах и молдаванах склонность к передвижению, было, в прежнее время, исконное нерасположение к крепостному состоянию,- мало того, до уничтожения крепостных отношений бывали случаи, что крестьянин молдаванин или малоросс бросал оседлую жизнь в помещичьей деревне для того, чтобы предаться разбоям: составлялись целые бродячие шайки, которые действовали против помещиков и зажиточных хозяев, в которых, как бы отражалась последняя память старого гайдамачества. Такая шайка появилась в Чульском по чей-то наводке из местных, поддерживавших связь с бывшими земляками единоверцами, состоящими в банде.Потом все это забылось, а название холма осталось.Основными жителями села были Бугские казаки- государственные люди, а также из России и боярской Молдавии и беглые крепостные с Киевщины. Таким образом, с целью быстрейшего заселения южных земель, в т. ч. и территории Ананьевского уезда, правительство вынуждено было некоторое время занимать в отношении беглых крепостных крестьян двойственную позицию. С одной стороны, оно старалось удовлетворить помещиков, желавших разыскать и вернуть своих беглых крепостных, а с другой — не препятствовало тем, кому все-таки удавалось бежать, селиться на южных землях, где они становились юридически свободными. Беглые крестьяне, возвращавшиеся из-за границы освобождались от крепостной зависимости, получали землю и ряд других льгот.Помещичьи села были заселены в основном не крепостными, а «помещичьими подданными». За 56 лет произошло четырёхкратное увеличение демографического потенциала в Тираспольском уезде и это при том, что годы 1804—1815, 1828—1829 были военными, 1820—1821, 1827, 1839, 1843—1845 и 1851 — неурожайными, в 1830—1831, 1849 здесь свирепствовала холера, 1853—1856 — неурожай, война и ликвидация последствий Крымской войны. Процент крепостных крестьян к общему количеству поселенцев был невелик. Это открывало еще до крестьянской реформы 1861 г. широкие возможности для развития капиталистических отношений Глава первая. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫна Юге нынешней Украины. Из очень старых людей села, которые могли помнить историю с. Михайловка (Чульское) был дед Чабан Петр Васильевич. Жил он рядом с кладбищем, если по дорожке идти вниз, то его хата была первая справа. Тогда он указывал места первых домов, расположенных вдоль нижнего ручья, который протекал с места проживания семьи Борденюков и над которым был мостик по дороге на Ясиново и еще выше в сторону Запада, где проживал дед Иосиф было начало ручья. Верхний ручей вытекал между домами Жабокрицкого Павла и Евдокии Фоковны Олейник и впоследствии стал основой для создания Верхнего пруда в 50-е годы 20 века.Старожилы рассказывали , что в нижнем ручье водилась рыба и раки, настолько он был полноводным. А лес на северном склоне подходил под село. При строительстве самого нижнего пруда ( в советское время начало 60-х 20 в.) тракторами валили деревья – в основном вербы, осокоры* и ясени.Диаметры стволов были огромными в сравнении с ныне растущими.Эти ручьи, на которых образовалось село Михайловка по природному рельефу питали реку Кодыму, протекающую через Ясеново и в настоящее время местами пересыхающую (в таком же положении и Михайловские ручьи). Эта река была частью водного запаса Южного Буга. А слияние рек Кодымы и Синюхи географически делило территорию на три сегмента трем государствам России, Польши (Речи Посполитой) и Турции (Крымского Ханства).В 1744 году на Буге, при впадении рек Синюхи и Кодымы, по которым проходила граница владений польских, российских и татарских, был устроен шестибастионный Орловский шанец для охраны российской границы.. В 1770 году поселение Орловский Шанец получило название Екатерининский Шанец. (авт.: Шанец-это полевое укрепление. Любое фортификационное сооружение предназначено для защиты солдат от огня артиллерии и стрелкового оружия, задерживает наступление противника на местности, позволяет меньшими военными силами и средствами удерживать территорию или объект при нападении противника.)В 1782 году Екатерининский Шанец был переименован в Ольвиополь (в память о древнегреческой колонии Ольвии).Бугское войско ведет свою историю от отряда (кавалерийского полка), сформированного турецким командованием Османской империи в 1769 году из представителей задунайских христианских народов (поляки, болгары, сербы, черногорцы, валахи, молдоване, великоросы... И самое интересное, что в переписи полка не было ни одного малоросса. В полку он появились при передвижении вглубь территории нынешней Украины, а доведение до штатного состава осуществлялось за счет малороссов и отчасти за счет молдаван и великороссов..В 1769 году под Хотином полк во главе с командиром П. М. Скаржинским перешёл на сторону России и в дальнейшем принял участие в войне против Турции (первичное название нынешнего с. Жеребково-Скарженка по имени командира полка) .После окончания войны, в 1775 году полк был расселён на левобережье Южного Буга до станицы Соколы, ставшем границей между Россией и Турцией, и нёс пограничную службу.После русско-турецкой войны 1787-1792 большая часть территории современной Одесской области за Ясским мирным договором отошла к Российской империи. К окончанию военных действий полк превратился в казачье войско, которое было переведено на новоприобретенную территорию и пополнено до установленных штатов.Румянцев, тогда уже фельдмаршал, заверил казаков, что «под покровительством Российской державы найдут они покойную жизнь и награждены будут выгодными для поселения и обзаведения землями». А специальным царским манифестом им была обещана 30-летняя льгота - освобождение от налогов и повинностей.Казакам действительно выделили земли на левобережье Буга, ставшего границей между Россией и Турцией, где они несли пограничную службу.В течение 1797-1802 входила в состав Новороссийской губернии, а с 1803 — в Херсонской губернии. Часть территории края, присоединена к Российской империи в результате русско-турецкой войны 1806-1812, входила в состав Бессарабской области, которая с 1818 имела автономный статус, а после 1828 присоединена к Новороссийского генерал-губернаторства. В конце XVIII в. началось интенсивное заселение Причерноморья и Буджакской степи. Здесь появились многочисленные болгарские, гагаузские и немецкие колонии.Нынешняя территория Ананьевского района находилась под влиянием славяно-сербского населения, входившего в Бугское козачество, которым заселялись эти земли.Первыми жителями будущей Михайловки стали молдаване по фамилии Чабан (Чебан), а потом уже в начале 19 века появились украинцы по фамилии Гончарук. Вдоль нижнего большого ручья строили первые дома на южную сторону. Как правило они (в период крепостного права) строились с тремя окнами и были покрыты соломенной крышей из стеблей ржи, камыша или рогозы. По этой причине рожь снимали с поля с помощью серпа. В каждом доме, через небольшой коридор был вход в раздельные две комнаты, в одной из них ставилась печь с обогревом на две половины дома, а такжедля приготовления пищи. Беднейшие поселенцы сооружали землянки без потолка, на сохах (в свое время в таких строениях жили запорожцы и бугские казаки). Классической для территории, нынешней Украины, Михайловка в 90-х годах 20 века так и для всего села, считается трех камерная хата, составленная из жилого помещения, сеней и кладовой, так как за увеличение размеров дома приходилось платить большой налог. Но были и четырехкамерные, и двухкамерные, и «длинные хаты», где под одной крышей с человеческим жильем содержались хозяйственные помещения. Как правило, хаты строили из материалов, которые были под рукой, то есть из самых дешевых. Если в глинобите и саманных блоках фундамент был скорее случайностью, то тут под основные опоры могли класть камни или обожжённые стволы деревьев, а могли и просто вкапывать опоры. Поперечинами каркаса служили ветки срубленной акации, надо сказать, что они входили в продолбленные отверстия в стойках, каркас был без гвоздей. Когда рубили большое дерево, то один ствол диаметром 300–400мм кололи *Осокор – дерево с темно-серой корой, представляющее собой разновидность тополя; черный тополь.Михайловка в 90-х годах XX векаГлава первая. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫна 2 или 4 части и использовали как опоры под углы. Если использовали более молодые деревья, то на опоры шли стволы от 100 до 200мм. Затем в поперечины вплетали ветки, чтоб получилась своеобразная «корзина». После всех этих не хитрых операций каркас мазался. Использовалась глиняно-соломенная смесь, количество соломы составляло от 10 до 70 % по массе. Не исключено, что были случаи, когда мог сначала крыться каркас, а затем заканчивали стены, что делало процесс строительства более удобным, но требовало более квалифицированных работ над каркасом. Преимущество мазанки так же в том, что она сохнет значительно быстрей обычной глинобитки, на нее расходуется меньше самана, что облегчает стройку. Второй способ, когда из глины делали кирпичи с форматом блока 200х200х400 в толщину стены около 50 см с учётом обмазки глиной снаружи и внутри, так называемый «лампач», из которого формировали стены дома на заранее установленном фундаменте из дубовых обожённых бревен, также камней, соединенных между собой глиной с песком и соломой, уложенный в траншею использовался позднее. После возведения стен использовали глину с лошадиным навозом, как измельченное волокно для «глажки» стен на финальных стадиях отделки. Потом стены белились и разрисовывались украинскими узорами. Фундамент подкрашивался раствором белой глины и черной сажи из печи, чтобы серым цветом этого видимого пояска фундамента подчеркивало стройность дома. Для выполнения всех тяжелых и объемных работ собиралась вся сельская община, которая помогала за пару дней поставить стены нового дома. Завозилась заранее глина, которая зимой должна была промёрзнуть, что улучшало её строительные качества, скирдовалась солома Летом делался большой замес и с помощью лошадей, или быков месили вместе с соломой и песком глину, которую использовали для покрытия обрешётки стен, или изготовления лампача в специальных формах. Они под палящим солнцем высыхая, превращались в камень, которым муровали стены (места заготовки глины показаны на карте).Первый колодец с питьевой водой был отрыт в селе на стрелке двух ручьев, рядом с вновь выстроенными домами. Вдоль ручья от мостика до колодца были посажены ветвистые вербы, закрывавшие его от палящего солнца, сохраняя его свежесть и прохладу. К зиме ручей разливался иногда метров от 3 до 10 в ширину в местах равнины. Были большие ледяные площадки. Летом в период разлива после дождей копались так называемые копанки, в которых вымачивались просушенные стебли конопли , чтобы получить волокно из отслоившейся кожуры.По сведениям археологов волокна конопли начали использоваться человеком для производства ткани более 4000 лет назад. В течение многих веков лен и конопля являлись наиболее распространенной в мире основой для ткани. Уже в древности, конопля использовалась для производства одежды, постельного белья, веревок и канатов, полотна, парусной ткани, штор, гардин, сумок, а также напольных ковриков, сохранявших тепло, так как во всех домах полы были глинобитные и зимой застилались вместе с соломой от пшеницы.В селе была большая мастерица Акулина Сергеевна, жена Синицы Григория Самойловича. В одной из комнат дома она собирала ткацкий станок и делала из ниток и пряжи красивые разноцветные коврики, длиной в несколько метров. Ими застилались лавки, постели, коврики стелились на пол возле кроватей или топчанов.Условия жизни основной массы села Михайловка (Чульская) по сравнению с жизнью сбежавших от своих помещиков закрепощенных крестьян, которых в селе насчитывалось несколько десятков человек (8–10 хозяйств), были значительно лучше. Это было видно хотя бы из того, что государственные крестьяне на душу мужского пола имели в пользовании 8 десятин земли, а крепостные — 3,25 десятины.По сведениям управления статистики Херсонской губернии 1859 года в Михайловка (Чульское) Ананьевского уезда Ново-Георгиевской волости насчитывалось 30 дворов, населения мужского пола – 82 человека, а женского пола – 84 человека. В соседнем селе Жеребково (Скарженка), расположенном в балке Стримба, возле пруда было дворов – 17, мужского пола – 57 и женского – 59, чуть более половины чем в Чульском. В начале 80-х годов XIX в. через бывшее село Скарженка (ныне Жеребково) прошла железная дорога Одесса — Елисаветград (ныне Крапивницкий), построена железнодорожная станция. С появлением железной дороги и станции численность населения в соседнем селе возрастала с каждым годом быстрее, чем в Чульском. Живописные места Чульского тоже привлекали переселенцев из Киевщины, Слобожанщины и Молдавии. Оно тоже разрасталось. Перед Октябрьской революцией в 1916 году в селе уже было 189 наличных хозяйств, населением 854 человека, из которых мужского пола – 401 чел, а женского – 453.На перекрёстке дорог ведущих в село Ясеново и за его пределы, рядом с мостком через ручей, был установлен православный крест из дуба с иконой в верхней части.Установка поклонного православного креста в сердце села на видном месте создавала очевидные преимущества: из большинства домов видно крест. Безликое село, каких много, приобрело сокровище в сердце нового поселения. Значит, будет на этом месте жизнь и благодать. Для идущего путника есть возможность помолиться перед дальней дорогой, которая вела в Ясеново мимо «Поповского яра (оврага)», возле Жигайловского леса ,и выводила за р. Кодыму в другие населённые пункты.Этот крест простоял более сотни лет и только в 60-е годы рассыпался сам по своей ветхости.Недалеко от этого креста стоял дом сельского жителя Новицкого. Этот дом местная власть арендовала под школу для двух классов, в котором мне пришлось обучаться. И хорошо помню этот православный крест. Мы просили учителя украинского языка и литературы Никифорчука Фёдора Ивановича рассказать нам о нём. От него первого мы узнали историю нашего села, многое из его рассказов и своей матери Галины Николаевны, учительницы начальных классов, сохранил в памяти и использовал в этом очерке. На национальный состав с. Мизайловка сильно повлиял поток переселенцев, шедших с запада на освобождённые территории, встречаясь с миграционной волной, накатывавшейся с востока. Ее составляли украинские и русские крестьяне, привлекаемые в помещичьи хозяйства. Среди них было немало беглых, искавших на окраине империи убежища от крепостного права. В середине XIX века украинцы стали самым многочисленным этносом Тираспольского уезда (36,9 тысячи человек). Украинцы активно заселяли сельскую местность, в связи с чем закономерным явлением стало формирование смешанной молдавско-славянской общины. Этому способствовало единоверие – это политика компромиссного воссоединения старообрядческих общин с Русской православной церковью, которая зародилась и активно применялась в Екатеринославской епархии.Коренные жители села казаки отличались целой чередой этнографических признаков от остального населения нынешней Украины, они возродили старую великокняжескую традицию увековечивания памяти своих небожителей именно каменными крестами.В конце 80–90-х годов XX столетия известный одесский историк, профессор Анатолий Бачинский обратил внимание на то, что множество каменных крестов из ракушечника, которые стоят на кладбищах в десятках сёл вблизи Одессы, безусловно, являются казацкими.В 2006 году профессор Елена Бачинская совместно с казаками Черноморского гайдамацкого объединения Украинского казачества произвела поисковые работы в девяти сёлах Коминтерновского района вдоль берега Тилигульского лимана.Цель экспедиции — найти и описать каменные кресты на кладбищах сёл Коминтерновского района Одесской области. Было выявлено 350 крестов и надгробных памятников конца XVIII – середины XX столетия. И стоят они как хранители национальной памяти казацкой славы Украины. Такие же кресты есть и на кладбище села Михайловка. Многие из них вросли в землю или повалены от времени. Не на всех можно прочитать надписи, но характерно то, что они находятся в северной части кладбища, где производились первые захоронения, от которого последующие, почти за два века, приблизились к границе села. В самом Ананьеве на кладбищах таких крестов немного, потому что в основном селение того времени увеличивалось за счёт молдаван и валахов, русских и поляков, сербов и болгар, евреев-талмудистов а также малороссов с северных районов нынешней Украины. Вблизи лежащих сел, недалеко от города, вдоль реки Тилигул на кладбищах тоже были обнаружены казацкие кресты. Однако ещё одна особенность казацкой жизни в селе, на которую не всегда обращали внимание, это приготовление пищи, которая стала традиционной для жителей всего села. Известно, что казаки не были гурманами, в еде были неприхотливы, потому и появилась в народе поговорка об их простом отношении к пище. Говорили, что казак, как малое дитя: дашь много – съест всё, дашь мало – будет доволен. В домашней обстановке, в редкое мирное время, стол казаков не отличался от пищи обычного крестьянина. Главной задачей куховаров было – приготовить вкусно и питательно. В почёте были каши, заправленные шкварками и луком, галушки из пшеничной муки, саламата, кулиш и сало во всех видах.По праздникам готовили мясо. В основном это была свинина, ведь столь широкое распространение именно свиного мяса было, как ни странно, исторической необходимостью. Используя волов как тягловую силу, селяне не могли использовать в пищу «орудие производства», а во время нашествия монголо-татар, не употреблявших в пищу свинину и потому не отбиравших свиней у местного населения, люди смогли выжить благодаря хрюшке.Совместное проживание в селе разных национальностей внесло колорит в разнообразие приготовления еды. Очень популярной была молдавская мамалыга из кукурузной муки со шкварками, с брынзой, на молоке. Любимыми стали плацинды и вертуты из теста с разной начинкой, в том числе с творогом и зелёным луком.Местность, на которой расположен Ананьевский уезд, имеет давнюю и интересную историю. Неподалеку были найдены следы жизни человека времен трипольской культуры. Здешние степи видели и киммерийцев, и скифов, и сарматов.Уезд образован императорским указом от 28 сентября (31 октября) 1834 года по представлению Бессарабского генерал-губернатора. Он предписывает: 1) учредить новый Ананьевский уезд в границах, означенных на карте (следует подробное описание Ананьевского, Бобринецкого, Одесского и Тираспольского уездов); 2) уездный город учредить в селе Ананьево. Бурное развитие капитализма в России, позволило переоснащать производство во всех направлениях.Имея огромные залежи красной глины и песка, ананьевцы создали в XIX веке мощный кирпичный завод — керамическую линию, изготовлявшую кирпич не только для уезда. Вот почему большинство старых домов построено из красного кирпича, в том числе в нашем селе здание начальной школы, сооружённое до 1900 года. По рассказам старожилов, которые тщательно записывала заведующая библиотекой с. Михайловка Нестеренко Елена Евгеньевна, село было образовано Бугским казаком Михаилом, которому понравилась удивительная красота местности с полноводными ручьями, вдоль которых росли огромные вербы. Соседнее село Ясеново вначале было военным поселением, в котором селились Герои русско-турецкой войны, а потом 1812 года, оно так же использовалось Бугскими казаками как зимник, в нём в ту пору отдыхал будущий родоначальник нашего села, который знакомясь с местностью, облюбовал землю будущего поселения. Казак Михаил в начале 19 века, – (до 1806 г., когда официально в документах появилось наименование села), – привел к ручьям свой небольшой отряд, часть из которого приняла решение остаться здесь навсегда. Однако Бугские казаки были очень вольнолюбивым и дерзким народом и потому в то, что казак Михаил частью казачьего отряда принял такое решение в разгар событий, которые в истории казачества признаются событиями национального значения, верится с трудом..., хотя ликвидация Орловского Шанца, могла сыграть решающую роль в принятии такого решения. В 1797 - 1800 гг. казаки были переведены в разряд государственных крестьян. В 1800 году полк был расформирован (всего к этому времени насчитывалось 6383 бугских казаков мужского пола, проживавших в Елисаветградском, Ольвиопольском и Херсонском уездах).Жизнь Бугских казаков в самом Шанце и жизнь в зимовниках и бурдюгах не значительно разнились одна от другой. В зимовниках жили женатые казаки, в Орловском шанце, как правило, неженатые казаки. К сожалению все материалы по истории Михайловки, собранные Еленой Евгеньевной безвозвратно потеряны. Немногие были с ними знакомы, и не все могли рассказать о их содержании.Казаки относились к государственным людям и им было разрешено селиться на землях, которые впоследствии Екатерина Вторая раздавала помещикам и военным. Село с самого начала основания было казённым (по списку установленных местными властями) , в отличии от военных, объявленных царскими Указами. По преданию в начале 40-х годов 19 века , якобы помещик Чульский продал свои земли другому помещику Михайлову, что привело к смене названия села. Оно снова стало Михайловкой, которое существует по настоящее время. В ходе изучения архивов документально подтверждено , что до прихода шляхтича Чульского, село уже было с наименованием Михайловка, получившее его от имени казака Михаила , к сожалению, установить фамилию родоначальника не удалось. С большой очевидной вероятностью это могла быть фамилия Чабан (Чебан), первых переселенцев из Молдавии, состоящим в Бугском козачестве.По архивам Херсонской области удалось восстановить сведения о землевладельце в с. Михайловка, тоже оставившего своё имя на века. Это был Никифор Михайлов – титулярный советник в Херсоне упомянут в архивах 1855 года. Состоял в браке с Любовью Филипповной Тригубовой (Михайлова).Кроме земель в с. Михайловка ( Чульская) Михайлов владел землями в в сёлах Гвоздавка, Гандрабуры, Степановка, Липецкое и Любашёвка. Только после его прихода в с. Михайловка, почти одновременно исчезла во всех документах и в обиходе приставка Чульская(ое). Предположительно 23 года он владелец земель в с. Михайловка, так как точных дат нет, есть только года в период которых земли числились за ним с 1836 по 1859. Потом часть его земель стала принадлежать помещице Курбановой М.М., потом помещику Грозицкому С. А., далее поручику Шишкину и в конце перед революцией дворянину Гижицкому.Александр Степанович Гижицкий родился 26.03.1869 в с. Жеребково. Землевладелец Херсонской и Подольской губерний: в Новогеоргиевской волости Ананьевского уезда Херсонской губернии при с. Жеребково 2590 дес. 454 саж., при д. Михайловка 268 дес. 350 саж., при д. Осиповка 189 дес. 1260 саж., при д. Онуфриевка 148 дес. 2000 саж., при д. Степановка 554 дес.; в Ольгопольском уезде Подольской губернии при с. Стратиевка Демовской волости 2368 дес. и владелец водяной мельницы, и 296 дес. при с. Носковцы Станиславчинской волости Винницкого уездаГлава первая. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫПодольской губернии. На 1913 г. владелец 10500 дес. земли 260. Владелец конского завода (основанного в 1895 г.) при д. Николаевке Исаевской волости Ананьевского уезда Херсонской губернии 261. Деревни Онуфриевка и Степановка перешли к нему по наследству от матери М. С. Гижицкой 262.Кавалер орденов: Св. Владимира 3 ст., Св. Станислава 2 ст. (6 декабря 1901 г.), Св. Анны 3 ст., Японского Восходящего Солнца 4 ст. и Китайского Двойного Дракона 3 ст. 1 кл., был награжден знаком в память 300-летия Царствования Дома Романовых, знаком отличия за труд по землеустройству и медалями: памяти Императора Александра III, в память Священного Коронования 1896 г. и в память 300-летия Царствования дома Романовых 263.В 1904 году избран Ананьевским уездным предводителем дворянства, но уже через два года вернулся на должность уездного предводителя дворянства в Ольгопольский уезд Подольской губернии. Был почетным попечителем Ольгопольской учительской семинарии и председателем Ольгопольского уездного попечительства детских приютов. Кроме того, состоял членом Всероссийского аэроклуба, членом Всероссийского национального клуба, действительным членом