МАГОМЕД АЛХАСОВРАННИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СЕЛА МЮРЕГО. ПОПЫТКА РАСШИФРОВКИ НАДПИСИ НА «ЭРКЪАЙ ЦIЕЛДА».Каждого, кто решится прикоснуться к истории села Мюрего раннего периода, скорее всего, ждёт разочарование. Он непременно столкнется с отсутствием первоисточников, по крайней мере, рукописных. Не стал исключением и я. Задавшись вопросом: «Неужели здесь всё так глухо и безнадёжно, можно ли что-либо нарыть?», решил покопаться в известных мне и доступных ранних исторических публикациях и ознакомиться с остатками материальной культуры, что можно увидеть и пощупать руками сегодня в селе и окрестностях. Восполнить частично источниковедческий пробел, в первую очередь, на мой взгляд, возможно внимательно изучив сохранившиеся до наших дней арабские эпиграфические данные. Иначе говоря, надо расшифровать надписи на надмогильных памятниках кладбищ и кое-где сохранившихся закладных камнях в стенах старых домов и мечетей и т.д. Это позволит хотя бы приблизительно установить годы основания села. Здесь больше всего неясности и путаницы. Село, раскинувшееся на многие гектары, где ты родился и вырос, вот оно перед тобой, а сказать что-либо определённое о его ранней истории и сам не можешь, и никто другой пока всерьёз не осмелился. Мюрего, естественно, не исключение в этом плане, в таком же положении и многие сёла вокруг. Кому-то, о ком упоминается в первоисточниках, повезло больше, а какие-то, как Мюрего, исследователи, путешественники в своих трудах обошли стороной. Почему? Значит ли это, что не было в средневековье самого села и не о ком было говорить? Если не было, как объяснить находящиеся в непосредственной близости и на территории сельской общины наличие неоспоримых свидетельств материальной культуры средневековья? Предстоит только уточнить период, но они есть. Попробую немножко в меру своих возможностей поковыряться в прошлом, хотя это и не лёгкая задача. Необходимость исследования в первую очередь эпиграфических данных обусловлена тем, что не изучена тема, как автором книги «История Мюрего» Гаджибековым И., также официальной исторической наукой. Правда, есть несколько фрагментов у известных арабистов Аликберова А. в совместной с Шихсаидовым А.Р. работе по исследованиям эпиграфических памятников Акуша-Дарго в 1992 году, опубликованном на интернет сайте «Газават.ру», в феврале 2012г. В этой статье есть данные и из Мюрего. Но в их задачу не входило изучение конкретно истории Мюрего, поэтому и не акцентировалось на это внимание. Согласно опубликованному материалу Аликберова А. на южном кладбище (думаю, речь идёт о кладбище «Аскадин-адала х1убре»), в стену молельни вмонтирован камень из мелкозернистого доломита. Надпись гласит: «Построил эту мечеть Мухаммад б. Абд Аллах – да простит Аллах их обоих. В году тридцать шестом после тысячи и ста. Написал эти слова будун Мухаммад, - да простит Аллах его грехи». 1136 год хиджры соответствует 1723-24 году от Рождества Христова. Есть ещё две переведённые надписи с могил этого кладбища в этом документе. Даты захоронений 1766-67 г. на одной, и 1767-68г. – на другой. Во многом из-за не изученности этой темы разночтения и неточности в «Истории Мюрего» Гаджибекова И. Также грешит ошибками и интернет страница в «Односельчанах» со статьёй о Мюрего за подписью Х. Айгумовой и Э. Гаджиевой. Противоречивая информация сбивает с толку читателя. Это и понятно, виной тому отсутствие нужного исторического материала, а не позиция автора. Правда, теперь в статье произошли кое-какие изменения в лучшую сторону, похоже, подкорректировали. Это не тот вариант, что я читал несколько лет назад, но вопросы у вдумчивого читателя всё равно остаются. Подтолкнула меня к этой статье несуразица в сведениях о Мюрего, с чем сегодня приходится сталкиваться. Это относится не только к чисто историческим зарисовкам села. Как относиться, например, к недостоверной информации новейшего периода, встречающейся пусть даже в автобиографической литературе? Хотя о чём говорю не историческое повествование, но некоторые сомнительные све