По следам моих сородичей…. 2017 (14окт.) по маршруту Альшихово – Мокрая Савалеевка .. я добралась до родины моего Прародителя (с 1714г.), который в возрасте 15 лет со своим братом(11лет) двинулись на юго-восток (в н.в. это Альметьевский район РТ), откуда мои родители. Не вдаваясь в подробности данного события (это отдельное повествование), хочу рассказать о легендарной деревне. В н.в. Кырык Сайдак - это Сорок Сайдак (Сорок колчанов) в статусе административный центр Сорок-Сайдакского сельского поселения Буинского района РТ (с 2006г.). В составе: Сорок Сайдак деревни: Никольские Сороки, Мал. Шихирданы, поселок «Чувашские Энтуганы; находится в 30 км к западу от Буинска, граничит с Тимбаевским, Тимбаевским СП и Чувашской Республикой. В начале XXв. деревня полностью сформировалась, жители считались государственными крестьянами. Население - 682 чел. (июль 2017г.) - в 1859г.- 589). Относительно времени возникновения деревни Кырык Сайдак (Сорок-Сайдак), как и её названия существует множество версий. У этого поселения своя история, своя судьба. Название «Кырык Сайдак (рус. Сорок Колчанов) возникло не случайно – в силу особого географического расположения этой местности, или, как называют это - особой топонимикой. Деревня Сорок-Сайдак расположена на реке Карла , её пойма – двухсторонняя (шириной до 350м), покрытая луговой растительностью; более 80% водосбора покрыто лесом. Карла (тат Карлы; чув. Хырла, тюркское «кар» - «снег») река в Чувашии (37,7 км); в Татарстане (53,8 км), По другой версии, название реки - от «чувашского» «хырла» (сосновая), т.к. на всём протяжении от истоков до дер. Карабай - Шемурша она протекала по сосновым борам. Параллельная Карле речка - Чиршла, т.е. »чаршалла» (еловая)», также близко к тюркскому слову «чиршы» (сосна). Из уст в уста передавалось, что в далекие времена, во времена Волжской Булгарии, Казанского ханства в этой реке ловили рыбу невиданных размеров, купали лошадей; в лесах заготавливали дрова. Сеяли пшеницу, ячмень, просо (как самая распространенная культура среди татар), а также рожь, овес, чечевицу, горох, лен; на лугах косили сено; строились татарские избы с расписными заборами. Выбор этого местоположения в силу благоприятных условий Природы определял и защиту своих земель от посягавших на эту землю «чужих». По одной из легенд - место названо в честь военных действий, происходивших во время обороны Казанского ханства; именно здесь были первые сражения в 1552 г. между русскими и татарскими войсками и названо в честь 40 лучников, защищавших это место. Ценным в названии Кырык Сайдак является предметное доказательство – сайдак. Сайдак» (также сагайдак, саадак, сагадак, согодак) произошло от: тюркского «sadaq»(футляр для лука), монгольского «sagadag»(лук со стрелами), калмыцкого «саадг» (лук со стрелами). В Нартском эпосе – это сагадак (осет. Сагъадахъ, Садахъ) - колчан для стрел . Итак, сайдак-это сумка-чехол, в которой помещались стрелы или болты; она располагалась: у пеших стрелков - на поясе или за спиной; у конных - на поясе или подвешивалась к седлу. Стрелы помещались оперением вверх, чтобы их было легко достать и зарядить. Сайдаком также называли только чехол для лука (налучник). Под сайдаком мог носиться подсайдачный нож. Этот вид оружия был распространён у тюркских народов, монголов, а также использовался на Руси . В Казанском ханстве у предводителей войск, знатных воинов он украшался драгоценными камнями, сафьяном, бархатом или парчой, расшитыми серебряными или золотыми нитями. В Оружейной палате хранится кожаный сайдак царя Алексея Михайловича, украшенный шитьём серебряными и золотыми нитями Что ещё примечательно относительно топонимии (ки) Кырык Сайдак? Рядом с деревней расположены остатки старого вала, который представлял собой одну из пограничных укреплений т.н. «засечных черт» – земляной вал со рвами и насыпями, названными «Карлинским валом». В настоящее время вал местами исчез, и только отдельные звенья его сохранились. О Карлинском вале писали: Поливанов В.Н.(1848-1915)… по преданию, местные жители говорили, что Карлинская черта построена прежде взятия Казани одним владельцем Ногайской Орды, отделившимся от Золотой Орды» и нередко эта черта упоминается под именем Старой Тетюшской засеки» Он приводит названия поселений, через которые проходил вал, в т.ч. называется и «Сорока - Сайдаки» д.» с указанием, что «близ деревни «Сорока - Сайдака есть городок» по донесению антугановского волостного Правления Версию о более раннем периоде земляных укреплений (система валов Карлинской черты), чем период завоевания Казанского ханства, на основе трудов известных историков (Поливанова В.Н., Перетятковича Г.И и др.), данных Госархива Ульяновской области, обстоятельно представляет Назарова И.В. Последнее подтверждает Пашина Е.В. своим серьёзным, научным трудом по данной теме, ссылаясь на первоисточники (РГАДА) по названию этой засеки Работа Пашиной Е.В. «Карлинская засечная черта в отечественной историографии» посвящена отдельно этой теме, поскольку в литературе очень большой разброс противоречивой информации. Достоинств этой работы много: упорядочена информация по Карлинской черте, насколько это было возможно по публикациям по данной теме (см. первоисточники и литературу), приведенные в работе автора «Из истории Старой Тетюшской (Карлинской) и Новой Тетюшской засечных черт (вторая половина XVI- середина XVIIвв.). Информация Интернета: как в разных источниках называются разные имена братьев, якобы давших название деревне Кырык Сайдак (введя в заблуждение интересующихся историей деревни, а также читателей) Пашина Е.В. своим серьёзным, научным трудом по данной теме, ссылаясь на первоисточники (РГАДА) по названию этой засеки Работа Пашиной Е.В. «Карлинская засечная черта в отечественной историографии» посвящена отдельно этой теме, поскольку в литературе очень большой разброс противоречивой информации. Достоинств этой работы много: упорядочена информация по Карлинской черте, насколько это было возможно по публикациям по данной теме (см. первоисточники и литературу), приведенные в работе автора «Из истории И такая информация распространена в Интернете о трех братьях, названных другими, хотя и близкими к этим именам, а это уже с мотивацией с событиями подавления крестьянского бунта XVII века. … а именно, как три брата (Борнай, Урмай и Нурмай) из соседней деревни (какой?) пришли и в этом месте сорок солдат денно и нощно держали оборону и новообразовавшуюся деревню назвали Кырык Сайдак». Эта версия, как более широко распространенная в Интернете, вводит в заблуждение относительно времени возникновения и названия данного поселения. Деревня Кырык Сайдак по событиям, очень важным в истории, связана с подавлением восстания Степана Разина, легендарного бунтаря, возглавившего одно из самых крупных крестьянских восстаний в русской истории. Не описывая подробности захвата многих городов по Волге, отметим, что Степан Разин шел на Синбирск (это не входит в мою задачу) . Приведем распространённую краткую информацию о том, как уже не мог дальше продвинуться Степан Разин к Москве. 04 сентября 1670г. он вплотную подошёл к городу - крепости Синбирску (0,5 версты от города), собираясь с ходу штурмовать Синбирск. Но этому помешал окольничий князь Юрий Барятинский, выступивший из Казани 25 сентября; 30 сентября за рекой Свияги у станицы Куланги под его командованием был разбит отряд «разинцев». 03октября произошёл бой у реки Карлы, 04 октября, после переправы через реку, князь вступил в бой у татарской деревни Крысадаки 23-24 сентября 1670г. крестьянские отряды под руководством Степана Разина столкнулись с войсками царского воеводы Урусова у деревни Сорок-Сайдак на реке Карлы. В книге «Очерки истории» упоминается о том, что отряд Разина, перейдя реку Карлы, переночевал в деревне Никольские Сороки (это улица, где проживали русские. В то время в деревне числилось 50-60 домов, с числом жителей > 500 человек; в н.в. – несколько семей). Отряд Разина, перейдя реку Карлы, переночевал в деревне Никольские Сороки (тогда это была улица, где проживали русские - 50-60 домов, с числом жителей более 500 человек). По расстоянию - это где-то 1,5-1,7 км от д. Кырык Сайдак; в н.в. Никольские Сороки входит в Сорок Сайдак. Упоминание Кырык Сайдак ещё раз подтверждает, что эта деревня существовала раньше, в противовес распространенной информации, «….как три брата пришли из соседней деревни, которые денно и нощно… (см. ранее приведенный текст по этому поводу). … здесь жили мужественные люди, готовые защищать себя, будь, то во времена Казанского ханства, или от нашествия иных врагов, или позднее, как например, во время подавления крестьянского бунта под предводительством Степана Разина. #Из книги Толстого А.К. «Князь Серебряный» Да, – сказал Серебряный, вглядываясь в Годунова, – теперь припоминаю его. Не ездил ли он у царского саадака? – Так, князь. Он точно был у саадака. Кажется, должность незнатная, как тут показать себя? Только случилось раз, затеяли на охоте из лука стрелять. А был тут ханский посол Девлет-Мурза. Тот, что ни пустит стрелу, так и всадит ее в татарскую шляпу, что поставили на шесте, ступней во сто от царской ставки. Дело-то было уж после обеда, и много ковшей уже прошло кругом стола. Вот встал Иван Васильевич, да и говорит: "Подайте мне мой лук, и я не хуже татарина попаду!" А татарин-то обрадовался: "Попади, бачка-царь! – говорит, – моя пошла тысяча лошадей табун, а твоя что пошла?" – то есть, по-нашему, во что ставишь заклад свой? "Идет город Рязань!" – сказал царь и повторил: "Подайте мой лук!" Бросился Борис к коновязи, где стоял конь с саадаком, вскочил в седло, только видим мы, бьется под ним конь, вздымается на дыбы, да вдруг как пустится, закусив удила, так и пропал с Борисом. Через четверть часа вернулся Борис, и колчан и налучье изорваны, лук пополам, стрелы все рассыпались, сам Борис с разбитой головой. Соскочил с коня, да и в ноги царю: "Виноват, государь, не смог коня удержать, не соблюл твоего саадака!" А у царя, вишь, меж тем хмель-то уж выходить начал. "Ну, говорит, не быть же боле тебе, неучу, при моем саадаке, а из чужого лука стрелять не стану!"