Степанёнки — деревня в Кезском районе Удмуртской Республики, расположена в 15 км от села Кулига и в 50 км от районного центра — поселка Кез. До 1921 года Степаненки входили в Юсовскую волость Глазовского уезда Вятской губернии. Основную массу населения деревни составляли русские — старообрядцы, пришедшие в эти места после реформ патриарха Никона в XVII веке. Жители деревни считаются потомками старообрядцев и называют себя кержаками. Старообрядцы на территории Верхокамья появились не позднее XVII века: впервые казенный починок Кулигинское Юсовской волости упоминается в «Ведомостях о селениях Вятской губернии» за 1802 год. Старожилы помнят, что их предки называли своей родиной Новгород, Архангельск, Москву. Некоторые утверждали, что они «казацкого роду» и поэтому носят фамилию Казаковы. Переселенцы селились в основном семьями или группами родственников, образуя скиты. Около 1726 года все скиты в Вятской земле были разорены «Пальчиковым Василием Васильевичем казанским по ордеру от Осинского воеводы Романа Пеликова». Оставшиеся в живых старообрядцы селились в самых глухих лесах и труднодоступных местах. Так они оказались и у истока реки Камы. Исследователи верхнекамского старообрядчества (Л. Д. Макаров, И. В. Поздеева, Г. Н. Чагин, А. В. Черных и др.) также находят сходство в культуре русского населения нашего района и населения Северо-Западного региона (Архангельской, Новгородской, Поморской земли). Кержаки считают, что их предки пришли из Архангельской губернии. Одним из аргументов их северно-русского происхождения является сохранившийся окающий говор (диалектное «оканье»). Как и старообрядцы Русского Севера, кержаки Кулиги и Степаненок тайно переписывали книги, отливали кресты и иконы вплоть до 30-х гг. XX века. Вполне возможно, что первые поселенцы пришли в край из Новгородской, Псковской и даже Московской губерний. Интересный факт говорит о том, что в Новгородской области до сих пор сохранились фамилии Гавшиных и Сабуровых, распространенные и в окрестностях Кулиги и Степанёнок. По другой версии, на удмуртскую землю пришли старообрядцы, проживавшие ранее на реке Керженец Нижегородской губернии, откуда они тоже были изгнаны, и часть беженцев пришла на Каму. В основном это были люди среднего достатка: крестьяне, ремесленники, казаки, купцы.