ТЕПЛОВКА (Никольское)Куда уходит время? - не понять.Куда идут года необратимо?Известно: всех воспоминаний не отнять,А те, что утекли, невозвратимы.Зов предков, душу разрывая,Потянет нас по древу всех времён,И будут фотокарточки, мелькая,Повествовать семейный наш альбом... (Н.Кулешов)АНДРИЯНОВЫ и СЕМИКОВЫ(все что удалось узнать на июнь 2018) Мой Род, по матери, Гусевой (в девичестве Андрияновой) Риммы Федоровны происходит от двух семей – Андрияновых и Семиковых, которые проживали в селе Никольское, позднее название Тепловка, Саранского уезда, Пензенской губернии образованного в самом начале 19 века. Глава Рода - Андриянов Федор Егорович родился 22 февраля 1905 года, в семье крестьянина - Егора Ивановича, его мать звали Агафьей. В селе их называли Солдатовы, так как однофамильцев Андрияновых было много. Местное прозвище – Солдатовы, произошло потому, что испокон веков, в Российской империи из сел, деревень и городов рекрутировались солдаты в армию. Рекрутская повинность носила общинный характер, то есть рекруты выбирались всей деревней. В генеральном учреждении о ежегодном сборе рекрутов 1757 года говорилось, что военные приемщики обязаны принимать «кого отдатчики в отдачу объявят и поставят». Со временем выработалась так называемая очередная система, основанная на учете рабочей силы каждой семьи. Правительство Российской империи установило порядок, получивший название жеребьевого. Было такая жеребьевка и в селе Тепловка. По воспоминаниям соседей, односельчан и родственников, семья Андрияновых всегда отличалась тем, что мужчины были богатырского телосложения, здоровые, работящие и малопьющие, чего не скажешь о других мужиках села. Тем более Андрияновы очень серьезно относились к рекрутской повинности, и с раннего детства воспитывали своих сыновей, готовя их к служению Отечества. Неизвестно по какой причине главы семей и сами добровольно уходили на службу, и настраивали на это свои семьи, своих сынов, но вероятнее всего, то были чисто житейские потребности – прокормить семью. Кто уезжал на заработки, а кто уходил в солдаты. Ведь семьям солдат государство выплачивало пособия. Из исторических документов установлено, что в 1793 году вместо пожизненного срока был установлен срок службы в 25 лет. Этот срок сохранял свою силу до Крымской войны, но фактически ещё в 1834 году он был сокращен до 20 лет. Нижние чины, прослужившие 20 лет, увольнялись на 5 лет в так называемый бессрочный отпуск, из которого они могли быть возвращены на службу только для пополнения войск до размера штатов военного времени. Таким образом, жители сел и деревень Пензенской губернии, как впрочем и других губерний России, могли вернуться в родные села через 15-20 лет, а некоторые и еще раньше. Кроме того, их довольно часто отпускали в отпуска. Так что больших разрывов в рождениях детей в семьях не было. Семьи были многочисленны, по 10-14 детей. В 1860-е последовало дальнейшее сокращение срока действительной службы, путём увольнения во временный отпуск. Ко времени введения устава о воинской повинности 1874 года нижние чины состояли на действительной службе около 7 лет, затем увольнялись во временный отпуск, а через 3 года перечислялись в бессрочный отпуск на 5 лет, после чего получали «чистую» отставку. Семья Андрияновых, как и многие другие семьи, жила очень бедно, и наверное - потому, военная служба могла как-то спасти положение. Кроме того, жители сел часто уезжали на заработки в другие волости и губернии Российской Империи – батрачить. Ездили в батраки и мои предки. Например, мой дед – Федор Егорович в свои 12 лет с братьями батрачил в Акмолинской области (теперь Северный Казахстан). Но больше всего они все-таки ходили служить, и не только в свою очередь, когда община выберет, но и порой, соседи, зная такую склонность Андрияновых к службе, выкупала у них своих сыновей и мужей. И вместо их мужиков в рекруты уходили наши – Андрияновские. Конечно мои деды уходили в армию и из практических соображений. Дело в том, что люди, попавшие в солдаты, утрачивали связь со своим прежним сословием, переходили в состав военного сословия и свой статус передавали жене и детям. Военная служба для этого сословия являлась наследственной обязанностью, освобождавшей его от платежа всех государственных податей и выполнения казенных повинностей. Вышедшие в отставку нижние чины считались лично свободными людьми, имели право владеть землёй (из податных сословий это допускалось только для определённых категорий лиц со специальными разрешениями). Они составляли особую категорию отставных солдат, могли записаться в какое-нибудь податное сословие, а в случае дряхлости или неспособности к труду получали небольшую пенсию — 36 руб. в год. Служба в армии была одним из главных механизмов освобождения населения от крепостной зависимости. Как оказалось – служили все: и мой дед, и мой прадед, и пра-прадед… все были служивыми людьми. И иногда удивляешься – почему ты, в молодости не имеющий особой тяги к армии, тем не менее, волею судьбы, все равно попадаешь в сферу деятельности связанную с защитой Отечества. Вот и я, хотя не кадровый военный, но тоже защищал свое отечество, пусть не от врагов, так от бандитов. И отдал родине больше 20 лет службы в силовом ведомстве Мордовии, все лихие 90-е, работая в так называемом 6-ом отделе (УБОП) – управление по борьбе с организованной преступностью Республики Мордовия. В семье Андрияновых было больше десяти детей, часть из которых умерло в разные годы. Смертность детей в те времена была очень высокой и от разных болезней порой выживала лишь половина. Вот данные тех, о ком я на настоящее время знаю:Старший брат Федора – Трофим родился в 1901 году. В семье также были дети: Петр, родился 14 сентября 1914 года, умер – 6 сентября 1978 года; Ольга – 1908 года, Артем, Анастасия, Ефимия. Больше ни каких данных на настоящее время не установлено. Моя бабушка – Семикова Ульяна Митрофановна, 1906 года рождения, родилась и проживала со своей семьей в том же селе - Тепловке, батрачила на местного помещика, а после установления Советской власти – в местном колхозе. Не смотря на свой возраст и небольшой росток Ульяна была шустрая и работящая. В колхозе была одна из лучших, работы не гнушалась. Пока часть местных девчат и ребят в селе работали на полях родного края – Федя, со своими братьями и односельчанами, в это время, тоже на печи баклуши не бил – пас скот у помещика: с марта 1917 года по октябрь 1924 года батрачил, в Акмолинской области, Петропавловского уезда, в селе Медведка. Так что революционные события в родном селе осталась для моего деда за кадром. И может это и к лучшему, по крайней мере его руки и совесть остались чистыми после тех, иногда и кровавых событий, которые в революционные годы считались нормой. Но уже позже, многие люди с сожалением и стыдом вспоминают свою «прошлую» жизнь, участие в погромах и разрушения храмов и церквей… как это было, например, в их родной Тепловке. Вернувшись осенью 1924 года домой, молодой еще тогда Федор, решил не затягивать с женитьбой и стал подыскивать себе самую достойную девушку. Но оказалось, что его родители уже подыскали невесту. Хотя Ульяна и была небольшого роста, но не смотря на это она была лучшей в колхозе, быстрее и больше всех, остальных девчонок и женщин вязала снопы, управлялась на огороде. Присмотревшись к Ульянке, Федор согласился с выбором родителей и уже на следующий год - сыграли свадьбу. Но к сожалению их первенец тяжело заболел и умер. В стране был голод, свирепствовали болезни, народ вымирал семьями, а особенно дети. И только через пару лет у них родилась дочь – Евдокия. Но голод и болезни все-же сказались и на здоровье девочки, она родилась с нарушением зрения. В последствии она так и не вышла замуж. Хотя для семьи она была большим подспорьем – нянькой для младших сестер и братьев. И даже для нас, рожденных в пятидесятые - шестидесятые годы Евдокия – Дуся, как ее называли свои, всегда была нянькой, и мы ее называли – Нянюлькой. Какое-то время мы так и думали, что это ее настоящее имя – Нянюлька. Не смотря на плохое зрение, она все-же немного читала, у нее была хорошая память. Она знала наизусть очень много песен, стихов и сказок, что очень ей облегчало воспитание подрастающего поколения. Родители Федора были в основном крестьянами, не считая тех, кто служил в армии и был отставными солдатами. Жили они весьма бедно, работы в селе на всех не хватало, а потому, старшее поколение время от времени вынуждено было уезжать из своей губернии на заработки. Много моих предков и родственников уехали на заработки Сахалин, да там и остались. Несмотря на то, что село Тепловка в то время было небольшое, по сравнению с другими, близлежащими селами и деревнями, в ней, тем не менее, жители села нашли возможность построить на свои средства, и средства местных помещиков две церкви: одну каменную, но без звонницы, а вторую, чуть позже – деревянную (зимнюю). В селе была своя земская школа 3-х летка, где Федор, как и многие другие ребятишки получили начальное образование. Федя, проучился в этой школе, с сентября 1914 года по март 1917 года. Было ему тогда 12 лет. Согласно историческим документам, в селе проживали несколько национальностей: татары, мордва и русские. Русских в данную местность переселили из других областей страны. В настоящее время я пытаюсь найти документы, как и откуда мои родичи могли прибыть в Тепловку в качестве переселенцев, или каким помещиком, в качестве холопов и крестьян. Доподлинно неизвестно, откуда появилась в данном поселении фамилия Андриянов, но согласно материалам из Викепедии, фамилии Андриянов (Андреянов, Андрианов и т.д.) имели только знатные семьи, особенно дворяне. В XV–XVI веках на Руси, начали появляться первые фамилии как особые наследуемые родовые именования. Возможно главу Рода Андрияновых звали Андриан, или Адриан, что по-гречески означает – «мужественный». А потому, и его потомки могли получить наследуемую фамилию Андрияновы. Хотя греческое имя Адриан, в то время, вряд ли могло быть в ходу у русских крестьян. Все больше – Ваня, Федя, Коля, да Егор… Конечно, имя Адриян могло попасть к русскому крестьянину и посредством Православной Церкви, и какого-нибудь мальчика из крестьянской семьи, могли назвать в честь Святого Адриана, которого язычник и великий гонитель Церкви Христовой царь Максимилиан, предал мученической смерти. По крайней мере мне, так и не удалось проследить ход истории, откуда и каким образом Род моей матери – Риммы Федоровны, получил фамилию Андрияновы, и с каких мест Древней Руси прибыли родственники в землю обетованную под названием – Пензенская губерния. Изучая материалы Викепедии, мне удалось выяснить, что фамилия Андрияновы на 50% является русской, и на 30% - приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т.д.). В сохранившихся уникальных старых протоколах однофамильцы Андрияновых относились к высшему обществу из славянского новгородского купечества в 15-16 веках, имевших существенную государеву привилегию. Первые упоминания фамилии можно обнаружить в книге переписи населения Древней Руси в век царствования Иоана Грозного. У правителя существовал особый список княжеских и лучших фамилий, которые давались приближенным только в случае похвалы или поощрения. В следствии чего настоящая фамилия Андриянов, пронесла собственное оригинальное значение и является редкой. Если Андрияновы - это дворянская фамилия, то как она оказалось у русского крестьянина проживающего в глухих лесах Пензенской губернии – одному Богу известно. Самым старинным носителем данной фамилии является казак станицы Тишанской, генерал от кавалерии – дворянин Андриянов Иван Алексеевич, 1830 года рождения. Я далек от мысли, что Андрияновы села Тепловка имеют к герою русско-турецкой войны хоть какое- то отношение, но, согласитесь… как было бы не плохо… погреться в лучах его славы, и быть его далеким потомком… Но, как мне кажется, все здесь гораздо проще. Скорее всего, какой-нибудь дворянин, или тот же генерал, за свои героические подвиги был награжден землями и деревнями, вместе с крестьянами (холопами), которые там и проживали. И когда их спрашивали: «Чьи вы будете, какого помещика?». Они как правило – отвечали: «Генерала Андриянова мы – холопы, Андрияновские…». Так в последствии и закрепилась фамилия знатного рода, за холопами и крестьянами. Вот и вся связь с дворянством… У самих крестьян в те далекие времена своих фамилий не было. Единственное, что может помочь в исследованиях по определению место проживания далеких предков, это то, в чьих владениях и какого дворянина находились крестьяне, далекие мои предки и из каких краев их могли привезти на поселение в новые места Пензенской губернии. То, что наши деды-прадеды были исконно русскими, говорит и тот факт, что на эти земли их все-таки привезли, и они не были коренным населением. Русских тут, в Древние времена, отродясь не было. Буртасы были, мещера были… а потом уже пришли и мордва, и татары, и русские…