Примерно до 18 века эти земли были границей ареалов проживания башкирских и киргиз-кайсацких племен. Затем мимо этих мест прошла дорога, связывающая Исетский край с Оренбургом. Дорога по тем временам была пограничной и вдоль нее в середине 18 века начали расти крепости: Увельская, Троицкая, Коелгинская. На отводах коелгинской крепости казак Варлам Красильников основал заимку. Место это приглянулось и другим казакам — река, рядом бор, очень живописный уголок. Таким образом, в 1752 году здесь выросло село, названное поначалу Верхнеувельским. Правда, если учесть, что селом в те годы называли населенный пункт, в котором есть церковь, то три года, до постройки в 1755 году Богоявленской церкви, бывшую заимку называли деревней. Название Верхнеувельское не прижилось. Казаки именовали село по имени первопоселенца — Варламовым. В 1770 году село посетила экспедиция П.С. Палласа. Ученый в своих трудах описал Варламовский бор, а через четыре года через Варламово прошло войско Емельяна Пугачева. Оно было изрядно потрепано в боях. Накануне пугачевцы были разбиты отрядами царского военачальника Де-Колонга под Троицком. Поэтому Пугачев спешил отойти в те места, где чувствовал надежный тыл — в район Чебаркуля. В Варламово войско бунтовщиков отдыхало. А когда двинулось дальше, то повстречалось с отрядами другого царского полководца Михельсона, которые нанесли самозванцу и его сподвижникам новое чувствительное поражение. Это было совсем недалеко от Варламово, возле села Лягушино. Которое нынче называется Второй Ключевкой. Варламово стало местом переселения группы нагайбаков. До сих пор эта группа в Варламово сохранила свои национальные особенности, касающиеся возведения жилищ, кухни и так далее. Называют себя представители этой национальной группы «бакалинцы». «бакала». Внешне нагайбаки неотличимы от сибирских татар. Это касается и антропологических особенностей лица и национальной одежды. Однако нагайбаки исповедуют не ислам, а православие. На нагайбакских могилах стоят кресты. Многие из представителей этой народности здесь уже не знают тюркских слов, говорят только по-русски. Их в Варламово можно узнать по лицам восточного типа и фамилиям — Бегашевы, Уряшевы, Утяшевы, Юртеевы, Юртбагишевы… Варламовские казаки принимали участие во многих военных компаниях. В годы Отечественной войны 1812 года одиннадцать казаков села участвовали в Бородинском сражении. Воевали они и в русско-японскую войну, а их потомки прославили село в двух мировых войнах. Сын бедного казака Михаил Кочетков вернулся с фронтов Великой Отечественной войны в звании полковника и наградой Героя Советского Союза. Название села вписано и в культурную жизнь страны. В 1889 году в семье местного священника Н. Сейфуллина родилась дочь Лидия. Девчушка из Варламово выросла в известную в Советском Союзе писательницу Лидию Сейфуллину, которая к тому же была наставницей многих известных отечественных прозаиков. Варламовским можно считать и поэта Кирилла Шишова.