Родословная ветвь нашей семьи Сомовых сложилась в далекие времена из двух корней в селе Зобово, расположенном в Оренбургской области в 30 километрах от райцентра Шарлыка. Первым жителем этого села был Нестор Зобов. Отсюда и получило свое название село в 1809 г.Нестора Зобова Очаровало раздолье оренбургских степей, светящихся серебристыми лучами весною и золотыми осенью. Место для жизнедеятельности было удачным: обширные поля были окружены нетронутыми смешанными лесами с холодными хрустальными ключами, впадающими в живописную речку Тягер. Это привлекало трудолюбивых крестьян, и уже к началу XX в. в селе было свыше 400 дворов. Здесь в 1877 г. в семье потомственных крестьян и родился мой отец Алексей Иванович. Род его был из оренбургских казаков. Деды мои были мастеровые люди. Дед Иван имел в Зобово свою кузнецу, и слава его кузнечных дел была известна на всю округу.Дед Семен, по линии матери, был непревзойденным мастером по катке традиционных русских валенок. Он катал валенки не только для мужчин и женщин, но и особые - свадебные для невест, которые отличались своим изяществом и красивым орнаментом из цветных ниток. И нередко на селе, напоминая родителям об этих валенках, будущие невесты пели:Валенки, валенки, Ох, да не подшиты, стареньки...А какие родители захотят, чтобы их чадо "... по морозу босиком к милому ходило". Поэтому спешили приобрести такие валенки. И молодой парень, имевший новые валенки, слыл завидным женихом.Отец с раннего детства познал нелегкий крестьянский труд. Будучи ребенком смышленым закончил сельско-приходскую школу, что немногим удавалось в то время на селе. Помогая в работе отцу, он с годами освоил кузнечное дело столь необходимое в крестьянской жизни. Кузница, стоявшая на пригорке села, после смерти деда Ивана досталась отцу по наследству. В ней он начал работать вместе с младшим братом Тимофеем. И как потомственные мастера кузнечного дела, они вскоре заслужили у односельчан признание и глубокое уважение.Украшением села была весьма привлекательная с виду церковь. Она стояла в центре, и малиновый звон ее колоколов разливался по всей округе. В православные праздничные дни в нее шли крестьяне из соседних деревень и сел. А наш отец и дядя Тимофей, имея от рождения хорошо поставленные голоса, во время богослужения постоянно пели в хоре на крыльцах алтаря. Молодежь, придерживаясь традиции своих предков, также регулярно посещала эту церковь.Притягательная сила церкви состояла в том, что в ней проводилось торжественное венчание молодых, крещение новорожденных детей, отпевание ушедших в мир иной. Перед началом посевной компании, служили молебен, прося у Бога, чтобы он послал им хороший урожай. Церковь в те годы воспитывала у прихожан высокие духовно-нравственные устои, добропорядочность, сострадание к ближнему, чувство долга перед Родиной, призывала к сохранению мира. И если в нашем поведении не было недостойных поступков, то этим мы были обязаны и нашим родителям, и нашей церкви, призывающей творить добро и возлюбить ближнего.И так получилось, что церковь, стоявшая в центре Зобово, как бы разделяла село на два околотка. Один околоток получил наименование Шаровых по фамилии потомственных мастеров по катке русских валенок, а другой - Сомовых, мастеров кузнечного дела.Сельчане нередко устраивали между околотками спортивные встречи, а в рождественские и пасхальные праздники - веселые и шумные хороводы, с песнями и плясками под простую русскую гармонь и балалайку. Все это скрашивало нелегкий крестьянский труд, который в пору посевных и осенних уборочных работ длился от зари до зари, и вместе с тем воспитывало у подрастающего поколения правильное отношение к труду и отдыху; в полном соответствии позабытой русской поговорки: "Делу время - потехе час!"В каждой половине села следили за тем, чтобы девчата выбирали женихов только в своем околотке. Нередко на этой почве проходили кулачные бои, где стенка на стенку удалых молодцев одного околотка ш