Италия без гламура...В Италии сохранившаяся средневековая архитектура отличается в различных городах даже еще более кардинально, чем итальянские диалекты в былые времена. Сиена от Флоренции всего в 50 км. Однако если судить по исторической архитектуре, то эти два города как будто в разных странах. Венеция в 200 км. на северо-восток так вообще — в другой части света......Обычные дома совсем не впечатляют. Возможно, в чем-то красивые, но вся красота покрыта слоем пыли или отслоилась вместе с штукатуркой. Никакого повода для восторга, хотя нахожусь в самом-самом историческом центре. Но вдруг из всей этой серости-коричневости светлым фасадом устремляется ввысь Кафедральный собор Флоренции: это я вышел на небольшую площадь перед этим огромным сооружением......К самому «Давиду» отношение несколько изменилось уже после возвращения на родину, когда почитал о замысле Микеланджело и об истории создания знаменитой скульптуры. Оказывается, Давид не просто так стоит, а сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом, который намного превосходил его в росте и в силе. Никогда бы не сказал, что эта фигура, от которой веет спокойствием и умиротворенностью, изображает человека, который готовится в смертельной схватке. Больше похоже на пастушка, который созерцает. Может, увидел прекрасную деву. Какой Голиаф? Зачем?......Организованные группы, имеющие экскурсовода, как правило, ограничены во времени. Поэтому некоторым, наверное, хотелось полюбоваться Сиеной с высоты еще по крайней мере 5-10 минут, но они не могли. Уходили и, начиная спускаться, смотрели не под ноги, а вдаль, чтобы запомнить и потом увидеть средневековый город еще раз хотя бы во сне......Поезд выходит в море и идет над ним 3-4 километра по длинному мосту, разделяющему лагуну пополам. Вдали виднеется одинокий белый парусник, который с достоинством сдерживает налегающий на него ветер. Рядом создают небольшую суету прыгающие по волнам катера. И залитое солнцем пространство залива с редкими островками и дальними берегами большой земли! Еще до въезда в город начинает накатывать восторженность, прогоняя навеянную монотонным шуршанием скоростного поезда сонливость.Совсем душа раскрывается для праздника, который, кажется, всегда царит в Венеции, когда выходишь с вокзала на площадь перед Гранд каналом. Ощущение легкости и беззаботности появляется благодаря пьянящему морскому воздуху и отражению в канале торжественных особняков и дворцов...…Вероятно, именно из-за состояния зданий многие туристы не видят повода для восхищения Венецией. Однако чаще всего в негативных отзывах упоминается раздражающая сырость......Венеция внешне мало чем похожа на Петербург. Но для меня, петербуржца и россиянина, чувствующего православную культуру, она какая-то родная......«Глава мира», «великий город», «вечный город», «все дороги ведут в Рим» — все это относительно современной столицы Италии звучит каким-то преувеличением. Для рекламы туристического центра сойдет, но подобная реклама также хороша, как чашка чая с десятью ложками сахара......вряд ли найдется такое место в Европе, где столько памятников, создаваемых в течение более двух тысячелетий — в античном мире, в эпоху Возрождения и фактически в наше время. В некоторых районах Рима легко представить важно шагающих легионеров, сенаторов, а также рабов, смирившихся со своей участью. Величие, хоть и былое, чувствуется......Рим — это прежде всего великолепные скульптуры. Именно они спасают несколько сероватые и невзрачные городские пейзажи......На этом мосту и не скульптуры вовсе!!! Сами ангелы, которые по неведомой нам причине были отправлены Создателем на Землю. Но вот-вот ссылка закончится, небесные создания встряхнут оцепенение легким движением головы, посмотрят удивленно на праздную толпу и устремятся с радостью на лицах к небу. Взлетят и кругами станут исчезать в бесконечной синеве, оставив в растерянности людей и серый камень с его тяжелой печалью о многих-многих погибших......К началу XX века, когда Рутелли получил городской заказ, эта власть была почти полностью утеряна. Тем не менее, прежние устои и ценности еще не были разрушены окончательно. Потому из-за протестов и требований значительной части горожан демонстративное бесстыдство было ограждено. Тем более что оно соседствовало с прекрасным и достаточно значимым для Рима храмом — базиликой Святой Марии, Ангелов и мучеников, которая была построена еще в XVI веке по проекту Микеланджело.Однако другая часть горожан (прежде всего, молодые люди, которые, как правило, настроены революционно и переполнены сексуальной энергией, а также похотливая зажиточная буржуазия в уже солидном возрасте) проявила могучее стремление все-таки иметь допуск к произведению искусств. Одни просто разглядывали поверх забора из своего экипажа, накручивая круги по площади, другие, что победнее, — создавали бреши в ограде, которая через некоторое время уже был в таком состоянии, что ничего не могла прятать. Ура!!! Свобода! Демократия победила! И вот основы для создания республики заложены......Будучи петербуржцем, я решил, что по набережной Тибра также приятно прогуляться, как и вдоль Невы. Специально сделал небольшой крюк, чтобы выйти к берегу. Хватило только до ближайшего поворота в сторону от реки......По-видимому в этом районе очень высоко в небе у них какой-то сбор, всеобщее собрание всех стрижей Рима и окрестностей. Если бы было солнце, то его лучи, наверное, все-таки пробивались бы через марево, образованное огромным скоплением птиц, но приходящее от светила тепло сильно поубавилось бы......У Микеланджело получилась какая-то неестественная мускулатура со странными позами ее обладателей. Тела несколько мешковаты, что характерно для не очень умелых рисовальщиков. И главное — одухотворенности лиц не видно даже у ангелов. Может, и пытался ее отразить, но не получилось. На фресках других художников связь с Богом на лицах как раз можно увидеть.Расположение фресок на потолке несколько хаотичное, хотя изображаемое сотворение мира должно, как мне кажется, иметь какую-то стройность. Напоминает чем-то комиксы, в которых не всегда можно определить последовательность картинок разного размера......не всегда позерство в Италии выглядит милым и невинным. Когда узнал, что круизное судно Costa Concordia потерпело крушение из-за того, что капитан-итальянец захотел покрасоваться перед своей подругой, то совсем не удивился. Не стоит переносить на всех итальянцев, но все же для Италии подобное не удивительно. Иногда любители покрасоваться забывают о границах дозволенного......Почему не предположить, что итальянский язык является одним из диалектов русского? Для российского туриста, например, нет проблемы нахождения билетной кассы по итальянским надписям, потому что она называется biglietteria (бильетерия), а «билет» — biglietto (звучит почти как «билет», но с «о» на конце). Еще несколько примеров: «открыто» по-итальянски будет aperto, что очень похоже на русское слово «отперто», а «стул» — sedia (от слова «седалище»), luna — «луна», sole — сокращенное «солнце», Duomo (кафедральный собор) — «дом». Vecchio (веккьо) означает «старый», но есть корень «век», связанный со временем...Фрагменты книги, которую можно найти (в том числе, ее электронную версию) в следующих Интернет-магазинах: «Мимолет» (http://book.mimolet.com/product/14-666188/) и Bookvika (http://shop.bookvika.ru/catalog/product/id/4029568).Она позволит увидеть Италию не так, как ее обычно показывают и как ее видит большинство туристов. Автор предлагает посмотреть в несколько другом свете на знаменитые и не очень известные творения мастеров, а также на католическую религию, итальянцев и развитие страны. Предполагается, что такой взгляд, который многим покажется неожиданным, позволит лучше увидеть и нас самих в этом мире. По большому счету именно ради этого нужны путешествия, а не только для фотографий в альбоме и снятия стресса.