ГРУЗОВИКИ И ДОРОГИ. О грузовиках. В конце сороковых Кзыл-Юл "обогатился" небывалой мощной техникой: по договору ленд-лиза, как и в другие регионы страны, поступили от наших союзников Второй мировой войны грузовые автомашины: 3 американских "студебеккера" и 1 французский "реанулт". А вскоре появились и свои родные "ЗИС-5" и полуторка. "Студебеккер" отличался повышенной проходимостью и грузоподъёмностью по сравнению с советскими грузовиками того времени. И ещё он имел полный привод на все три оси. Что и говорить, подарок что надо. А у "реанулта" главным козырем была комфортабельная кабина площадью 5 кв. м. и высотой 1,87 см. Отдыхать в такой кабине - одно удовольствие. Двигатель отличался большой мощностью. Резина по нашим дорогам выхаживает 300-400 тысяч километров. К сожалению, не так уж и долго послужили нашему посёлку трофейные грузовики. Со временем начались проблемы в связи с отсутствием к ним запасных частей, нечем было обуть машины после износа их шин, особенно "трёхосного "студебеккера". Дефицитом был и бензин. Впрочем, бензина всегда не хватало и для отечественных машин. Но люди приспосабливались, находили выход, переоборудую некоторые машины под паровое отопление. Помнится, с каким трудом мы выезжали на имеющемся в то время "ЗИС-5", работающем на дровяном отоплении. Заготавливали чурки, разжигали их, нагоняли пар - и трогались в путь. Случалось, что запасы чурок в дороге иссякали и едущие на машине пассажиры бросались на поиски дров. А ещё в посёлке была "полуторка", которая использовалась в основном на хозработах да непредвиденных жизненных обстоятельствах. О дорогах. Они всегда проблемные. Если сегодня мы испытываем на них многочасовые пробки, катастрофическое отсутствие парковочных мест на центральных улицах, не совсем качественный ямочный ремонт дорожного покрытия, то в прошлые годы были иные проблемы: узкие и донельзя разбитые большегрузами дороги, в особенности, сельские. Вот и Кзыл-Юл испытывал на себе все эти "прелести". Гружёные под завязку древесиной автомашины утопали в непролазной грязи не только в распутицу, но и в летнюю дождливую погоду. А что говорить о подъездных путях и дорогах, ведущих в лесосеку?! Да их вообще не существовало. Пеньки, ухабы - ужас да и только!А сколько неудобств жителям доставляли эти лесные дороги?! Ведь до большака целых 12 км, и преодолеть их было проблематично даже грузовикам. Не дай Бог, что случится. А это, к сожалению, случалось. Вспыхнул жилой дом, сгорел дотла, а пожарная машина так и простояла утопшей в лесной грязи. А что говорить о "скорой", если в самую распутицу человека надо срочно отправить в роддом? Выручил трелёвочный трактор. Смешно и грустно! Но таковы были реалии.