Карта села и прилагающих территорий с Интернета ( Росзем ). Мы восстановили план села, в каком состоянии он находилась ко 2-ой половине 20-века. На плане красными кубиками указаны дома тухума «псияр». Они занимали холм, обращенный к юго-востоку – место, которое хорошо прогревалось на солнце и с которого хорошо просматривались окружающие село территории. Такие места в горах считались идеальными для основания села. Данный участок назывался «пел» (в переводе с лезг. – холм). Дома представителей тухума «татлар» отмечены светом пергамента (молочным). Они занимали место опасное от селевых потоков, участок «юргъвад хур». Селевые потоки наблюдаются в горах в часто, после каждого ливня. Стоить отметить, что эти потоки в той или иной степени заносили улицы данного квартала, и его жильцам приходилось расчищать их после каждого потока. Кроме этого неудобство было в том, что место, заселенное ими было богато подземными водами, которые то и дело давали ключи в нежелательных местах. Например, если в хлеве пробивается источник, то это доставляет массу неудобств. А такие воды наблюдались во многих местах данного квартала. Зелеными кубиками замечены дома из тухума «нури». Видно, что они поселились за домами «татлар», значить третьими. И синими кубиками отмечены дома тухума «серкер» (к 50-годам прошлого столетия). По преданиям, они поселились позднее всех. На рисунке видно, что они занимали юго-западную часть села. Их дома расположены вокруг места «сал» - лощины, обращенной к пропасти, а некоторые прямо над отвесными скалами. В особо тяжелом положении оказывались жильцы, чьи дома были расположены рядом с ручьем, а с другой стороны, как видно из рисунка, протекал родник. А вода, как известно, замерзает и бывает очень неудобно передвигаться по льду, как людям, так и скотине, тем более, когда дома буквально расположены над пропастью. Жильцы этого квартала, чтобы бороться с гололедом, использовали золу, засыпая им дороги. А к весне после таяния льда это же зола превращалась в грязевую жижу – картина очень неприятная. Очевидно, место, которое они занимали, было крайне неудобным. Итак, опираясь на предания, написанные со слов уважаемых людей, на анализ карты местности, взяв во внимание горные условия: «плюсы» и «минусы» месторасположения каждого тухума, мы полагаем, что в с Гогаз тухумы поселились в такой последовательности:I.«псияр»;II.«татлар»;III.«нурияр»;IV.«серкер».А так тухумы жили дружно, занимались взаимовыручкой и всегда сплачивались против общего врага: разбойников и всяких проходимцев, так как отношения между тухумами были скреплены браками. У меня, к слову, в родословной имеются представители всех четырех тухумов. Хотя в селе всегда доминировал тухум «псияр» (я приведу ниже факты, в дальнейшем лишь указывая порядковый номер тухума), в селе не были замечены серьезные случаи неуважительного отношения по родовым признакам.ИСТОРИЯ В ЛИЧНОСТЯХ. Далее мы приведем имена людей, живших в 19 – начале 20-века, принесших гогазскому джамату какую-либо пользу (цифрами будут указаны принадлежность к тухумам в порядке заселения). БОРЦЫ С РАЗБОЙНИККАМИ И ДРУГИМИ ПРИТЕСНИТЕЛЯМИ СЕЛА.1)Халил (1), Азизага (1) – выгнали старейшину, родом из села Усур – Прима, который был назначен царской властью. Азизага по просьбе Халила избил его, спровоцировав драку, на суде в Ахтах обвинили таки Прима. После этого село получило своего старейшину – «кавха» в лице Ибагим – Халила, (старшего сына Халила и моего прадеда).2) Азизага (отдельно) в стычке из за нарушении границы первым жестоко избил 11 человек из с.Кака, пришедших в надежде отнять у него барана в штраф.3) Хасмет(1) выстрелил в спину из ружья главарю разбойников Габилу, но тот отделался лишь ранением, так как был одет в тулуп.4)Хасмет(1) убил ударом дубины вооруженного головореза по имени Касбуба из с Кузун (с